Экспериментальная и инновационная деятельность

«Разработка и апробация модели адаптивной образовательной среды для обучения учащихся с расстройствами аутистического спектра в колледжах»

 

Научный руководитель: Соловьева О.А., заместитель начальника Центра развития профессионального образования УО «Республиканский институт профессионального образования», кандидат педагогических наук, доцент

Разработчики:

Козел Георгий Владимирович, директор учреждения образования «Минский государственный колледж цифровых технологий»;

Бондарь Светлана Леонтьевна, заместитель директора по учебно-производственной работе учреждения образования «Минский государственный колледж цифровых технологий»; 

Гвоздик Татьяна Викентьевна, заведующий центром профессиональной и социальной реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития учреждения образования «Минский государственный колледж цифровых технологий».

 

Перечень учреждений образования, на базе которого планируется экспериментальная деятельность.

Учреждение образования «Минский государственный колледж цифровых технологий».

 

Рассмотрен и рекомендован к апробации на заседании научно-методического совета учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»

   Протокол № 5   от  29  мая  2024 г.

 

Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну

Основная идея проекта состоит в построении и реализации модели адаптивной образовательной среды, направленной на поддержку в обучении и социальной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра, обучающихся в учреждениях среднего специального образования, что содействует, с одной стороны, интеграции  учащихся с расстройствами аутистического спектра в профессиональной деятельности, а с другой – формированию дружелюбной образовательной и культурной среды в колледже.

Обоснование целесообразности осуществления экспериментальной деятельности

Проблема аутизма является одной из наиболее актуальных проблем мирового масштаба на сегодняшний день и привлекает к себе пристальное внимание специалистов из разных стран, а также и в Республике Беларусь. Это объясняется как высокой частотой развития аутистических нарушений, так и определенными трудностями своевременной диагностики.

Данный вопрос неоднократно рассматривается на заседаниях консультативного совета при Совете Республики по вопросам социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития, а именно о необходимости создания условий для обучения, реабилитации, социальной адаптации и физического развития детей с расстройствами аутистического спектра, а также создания IT-компании для социализации людей с аутизмом.

В связи с тем, что количество учащихся данной категории ежегодно увеличивается и после окончания школы, они испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении, необходимо уделять внимание построению их индивидуальной профессиональной траектории.

Среди причин такой картины выделяют недостаточные возможности профессионального обучения, нежелание брать на работу такого сотрудника, недостаточная поддержка на рабочем месте.

Вместе с тем, мировой опыт показывает, что для лиц с расстройствами аутистического спектра могут быть доступны специальности по профилям: техника и технологии, сельское и лесное хозяйство, садово-парковое строительство, архитектура и строительство, естественные, экологические науки.

Но, несмотря на сомнения потенциальных работодателей, работники с расстройствами аутистического спектра обладают многими особенностями личности, прекрасно подходящими для некоторых видов работ в IТ-бизнесе. IТ-компании все чаще проявляют к ним интерес. Все-таки, при всей «сложности» такие люди могут обладать уникальными качествами, которые в технологической среде раскрываются особенно хорошо.

Для подростка с расстройствами аутистического спектра правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна, так как это один из основных механизмов их социальной интеграции.

Цели и задачи

Цель проекта:

разработать и апробировать модель адаптивной образовательной среды для профессионального образования учащихся с расстройствами аутистического спектра.

Задачи проекта:

  1. Разработать модель адаптивной образовательной среды для профессионального образования учащихся с расстройствами аутистического спектра.
  2. Создать адаптивную образовательную среду для обеспечения равного доступа к получению профессионального образования учащимися с расстройствами аутистического спектра.
  3. Спроектировать систему методического сопровождения педагогов по вопросам обучения учащихся с расстройствами аутистического спектра в колледже и апробировать ее.
  4. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.
  5. Разработать отдельные элементы УМК по учебным предметам профессионального компонента и практикам, адаптированных к особым потребностям лиц с расстройствами аутистического спектра и апробировать их на практике для специальности 5-04-0612-02 «Разработка и сопровождение программного обеспечения информационных систем», квалификация – техник-программист.

6.Разработать систему сетевого взаимодей­ствия с социальными  институтами и учреждениями образования, имеющими отношение к инклюзивному профессиональному образованию учащихся с расстройствами аутистического спектра.  

Описание структуры и содержания апробируемой экспериментальной модели (технологии, методики, системы и др.) МОДЕЛЬ

Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения учащихся с расстройствами аутистического спектра показывает, что для этой категории учащихся должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать их право на получение адекватного их возможностям и способностям образования, позволяющего реализовать потенциал этих учащихся.

Организация и внедрение образовательного процесса для аутичного ребенка – это полисистемный процесс, который можно реализовать только при условии согласованной работы участников междисциплинарной группы сопровождения, способных разработать для учащегося комплексную технологию, целенаправленно ее выполнять, отслеживать динамику успешности этого процесса и вносить необходимые коррективы для повышения его эффективности.

Поэтому необходимо использовать модель комплексного подхода СПЭНС (в английском SPELL) к сопровождению учащихся с расстройствами аутистического спектра, учитывая их индивидуальные потребности на разных этапах их жизни. Подход позволяет выстроить преемственную систему непрерывного сопровождения учащихся с расстройствами аутистического спектра.

 

 

Структура модели адаптивной образовательной среды