Телефон общенациональной линии
(телефон доверия):
8-801-100-1611
8-801-100-2121
Принципы взаимодействия участников образовательного процесса:
- Уважение и взаимопонимание. Педагог должен проявлять уважение к каждому учащемуся, его мнению, опыту и индивидуальным особенностям.
Важно создать атмосферу взаимопонимания и поддержки, где каждый учащийся чувствует себя ценным и уважаемым.
- Открытость и доверие. Педагог должен быть открытым для общения и готовым выслушать учащихся. Важно создать доверительные отношения, где учащиеся могут свободно выражать свои мысли, идеи и вопросы, не боясь осуждения или критики.
- Развитие самостоятельности и инициативы. Педагог должен поощрять учащихся к самостоятельности, развитию инициативы и принятию ответственности за свое обучение. Важно создать условия, где учащиеся могут самостоятельно исследовать и учиться, принимать решения и осуществлять свои проекты.
- Сотрудничество и командная работа. Педагог должен поощрять сотрудничество и командную работу учащихся. Важно создать условия, где учащиеся могут обмениваться знаниями и опытом, работать вместе над проектами и задачами, развивать навыки коммуникации и сотрудничества.
- Позитивная атмосфера и эмоциональная безопасность. Педагог должен создать позитивную атмосферу в группе, где учащиеся чувствуют себя комфортно и безопасно. Важно проявлять эмоциональную поддержку, поощрять учащихся и помогать им преодолевать трудности.
- Объективность и индивидуальность. Педагог должен относиться справедливо ко всем учащимся, давать объективную оценку способностей, возможностей учащихся, а также результата его деятельности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого учащегося. Важно создать условия, где каждый учащийся может развиваться в соответствии со своими интересами, способностями и темпом обучения.
- Конструктивность. Педагог должен эффективно решать конфликты, проявлять гибкость, умение сотрудничать, выражать точку зрения в понятной и приемлемой форме. Важно своевременно выявлять проблемные ситуации и принимать совместное решение о выходе из конфликта.
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
- Установите открытую и доверительную атмосферу. Создайте благоприятную атмосферу, в которой все участники взаимодействия будут чувствовать себя комфортно и могут свободно выражать свои мысли и чувства. Поддерживайте открытый диалог и демонстрируйте понимание и уважение к мнениям и идеям каждого.
- Учитывайте факторы эффективного общения. Чтобы научиться эффективно общаться с людьми, нужно учитывать следующие факторы общения:
- То, что именно ты говоришь.
- То, как ты говоришь.
- То, как ты умеешь слушать собеседника.
- То, какие эмоции ты испытываешь.
- То, какие эмоции испытывает собеседник.
- Помните о двухстороннем контакте. Каждый участник общения готов не только выслушать своего собеседника, но и сам хочет выговориться. Не следует перебивать, всегда давайте человеку договорить.
Пусть диалог строится на принципах взаимоуважения, свободы мнения, равноправия:
- Выслушайте собеседника в начале беседы. Это вызовет доверие собеседника к Вам, он сможет раскрыться, а коммуникация станет гораздо более эффективной. Обсуждение проблемы лучше оставить к середине беседы, не используя прямые вопросы, например: «Исходя из того, что вы изложили, можно сказать о...».
- Уважайте собеседника. Вы получаете уважение, когда демонстрируете его по отношению к другим. Используйте невербальные инструменты коммуникации. Мимика и жестикуляция придадут Вашим словам необходимую окраску, чтобы собеседник правильно Вас понял. Проявлять уважение можно простыми способами: кивнуть головой; улыбнуться; просто поприветствовать. Избегайте резких замечаний, которые вызывают негативные эмоциональные реакции.
- Говорите по существу. Будьте конкретны. Не отвлекайтесь на ремарки, вставки из прошлого. Постарайтесь минимизировать употребление слов: «Кстати, ….», «Однако…». Это отвлекает от основной сути беседы.
- Не используйте оценочных суждений. Осуждение никого ничему не научит. Мы учимся, анализируя процесс принятия неверного решения, чтобы в следующий раз действовать по-другому. Необходимо абстрагироваться и быть объективным.
- Проявляйте эмпатию. Проявляйте эмоциональность, интересуйтесь мнением собеседника. Проявляйте заинтересованность. Продемонстрируйте сочувствие. Реагируйте на высказывания собеседника, чтобы он был уверен в Вашем внимательном отношении. Эмпатия – нечто большее, чем просто внимательно слушать. Это умение еще и понимать, не только смысл слов, но и мотивы, эмоции, мысли другого человека.
ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ:
- «Я вас слушаю».
- «Да, я Вас понимаю».
- «Проблема важна».
- «Давайте вместе обсудим и подумаем».
- «Вместе мы решим Вашу проблему».
- «Если я Вас правильно понял, то…».
- «Что означает...?».
- «Я правильно понимаю, что вы предлагаете...».
- «Чем я могу Вам помочь?».
- «Вы полагаете, что...».
- «Важно это слышать».
- «Поясните, пожалуйста, что Вы имели ввиду…».
- «Как я понял вас...». «Давайте подведем итог…».