Мы в СМИ
11.03.2024Проблемы со здоровьем не препятствуют получению востребованных профессий. Учащиеся и педагоги Минского государственного колледжа цифровых технологий рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости», как проходит процесс обучения и куда можно трудоустроиться после получения диплома.
Отсчет своей истории колледж ведет с 1966-го, а в 2006-м, в год 40-летия учебного заведения, здесь был создан Центр профессиональной и социальной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития. Сегодня востребованные специальности получают ребята с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра. Занятия проходят в корпусе, расположенном на ул. Кнорина, где обеспечены условия, необходимые для учебы как физически здоровых ребят, так и имеющих проблемы со здоровьем.
Создана безбарьерная среда, учебные кабинеты и производственные мастерские оснащены современным оборудованием, есть спортивно-оздоровительный комплекс со спортивным и с тренажерным залами.
— Учащиеся могут освоить специальности «программное обеспечение информационных технологий», «микроэлектроника», «микро- и наноэлектронные технологии и системы», «фотография», — рассказывает директор колледжа Георгий Козел. — Этот перечень не случаен. Проблема узкого выбора профессий для ребят с ограниченными возможностями существует. Как правило, им предлагают овладеть специальностями, связанными с ручным механическим трудом. Между тем некоторые из этих детей имеют хороший потенциал, и обучение интеллектуальным специальностям, которые мы предлагаем, — реальный пример решения проблемы.
Кроме этого, в колледже ведется системная работа по трудоустройству выпускников центра. Каждому из них предоставляется первое место работы по специальности. За годы его существования подготовили и устроили на работу более 700 молодых специалистов с особенностями психофизического развития, 39 таких учащихся получили диплом с отличием, а 150 выпускников впоследствии окончили вузы.
Преподаватель спецдисциплин Евгений Зеленкевич получил высшее образование как специалист по социальной работе, а затем окончил колледж, стал программистом и… ему предложили остаться в Центре преподавателем.
— Работаю с группами незрячих учащихся. Принцип «равный обучает равного» очень хорош для взаимопонимания, — говорит Е. Зеленкевич. — Среди ребят есть те, кто потерял зрение постепенно, есть слабовидящие, есть тотально незрячие. Не могу сказать, что с кем-то сложнее либо проще взаимодействовать. Хотя, конечно, когда человек теряет зрение в старшем возрасте, ему сложно принять себя: мир вокруг меняется очень резко. Я родился незрячим и с этим живу, а другим придется смириться с ситуацией. Поэтому тех, кто находится в группе риска, мы не просто учим, также объясняем им: нужно быть готовыми к тому, что в любой момент зрение может пропасть вообще и какие-то навыки следует получить заранее.
Впрочем, то, что жизнь после колледжа — другой мир, мы доводим до всех учащихся. Здесь педагогу важно самому стать примером для воспитанников. Когда ребята говорят, что не могут чего-либо сделать, поясняю: сам точно такой, как они, и если я справился с ситуацией, то сделать это смогут и другие, эта задача им по силам.
Наталья Нелюбина, выпускница колледжа, а ныне его работник:
— Когда я окончила школу, мне порекомендовали поступать в этот колледж, окончила его по специальности «фотография». Сегодня работаю здесь же и одновременно получаю высшее образование в педагогическом университете.
Училась в группе для людей с особенностями здоровья. Но все мы собрались разные — слабослышащие ребята, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, я — колясочница. Наладить контакт в начале учебы было нелегко, хотя бы потому, что мы не знали, как общаться с глухонемыми ребятами. В процессе учебы мы стали очень сплоченным коллективом.
Марина Ивановна, мама Натальи:
— О колледже мы впервые услышали в республиканском центре реабилитации, куда приходили представители учебного заведения, рассказывали, что здесь создана безбарьерная среда, небольшие группы позволяют педагогам уделять внимание каждому ребенку. Наташа была еще маленькой, но я этим заинтересовалась и подумала: дочка сможет здесь учиться.
Из школы ребята пришли с разными знаниями, поскольку многие занимались на дому. Но педагоги колледжа старались донести до воспитанников все необходимые знания и сумели раскрыть таланты детей.
Валерий Попов, учащийся, будущий техник-программист:
— Я окончил обычную минскую школу № 91 имени Хосе Марти. Да, там есть классы, где учатся слабослышащие ребята, но программа и система обучения обычные, без сурдопереводчиков. Учиться и общаться со слышащими ребятами было несложно. Так что после школы я мог даже выбирать — поступать в колледж или БГУИР. Однако подумал, что в вузе будет сложнее: там большие учебные группы, совсем другой поток информации. Здесь же я смогу овладеть профессией более качественно. В нашей группе учатся те, у кого проблемы со слухом. Но преподаватели у нас обычные, лишь иногда на помощь приходит переводчик. В основном мы работаем за компьютерами, и общаться нам помогает техника.
Педагоги колледжа только за последние несколько лет издали 5 учебников для учреждений среднего специального и высшего образования, 10 электронных учебных пособий по профессиональному компоненту и 28 электронных пособий по специальным и общеобразовательным учебным дисциплинам для учащихся с особенностями развития.
Справочно
В 2021 году Министерство образования приняло решение об определении колледжа экспериментальной площадкой проекта «Разработка и апробация модели центра духовно-нравственной и инклюзивной культуры участников образовательного процесса учреждений ПТО и ССО».