Патриотическая акция

02.05.2024

Из воспоминаний...

Дзевенский Эдуард Михайлович, преподаватель специальных дисциплин высшей категории

Моей матери,

Боковой Людмиле Гавриловне посвящается…

"Мы стремились... Мы не хотели, чтобы о нас говорили: "Ах, эти женщины!" И старались больше, чем мужчины, мы еще должны были доказать, что не хуже мужчин».

С. Алексеевич «У войны не женское лицо»

…Читаю строгие страницы электронной базы данных «Подвиг народа». Нахожу родное и очень дорогое для меня имя – «Бокова Людмила Гавриловна, 1922 года рождения, время поступления на службу – август 1942 года, воинское звание – младший сержант, место призыва – Волчихинский райвоенкомат, Алтайский край, Волчихинский район, место службы – 13 озпс ВВС СибВО».

Так мало, но всё же достаточно для того, чтобы представить двадцатилетнюю молодую выпускницу педагогического училища города Алма-Аты в далёком тылу (сегодня это Республика Казахстан), добровольно записавшуюся в ряды новобранцев для отправки на фронт.

Но уже тогда, в те далёкие, полные лишений и серьёзных поражений годы начала Великой Отечественной, молодая педагог-библиотекарь – гордость нашей семейной педагогической династии, оказалась востребованной именно в тылу.

Нужны были курсы обучения для подготовки специалистов секретных радиорот в помощь фронту. Она была мобилизована. Пришлось самой пройти основательную подготовку, чтобы потом обучать других.

Это была особая «педагогическая наука» и, конечно, особая «педагогическая практика». Хрупкие девушки, максимально засекреченные далеко от линии фронта, служили будущей победе в качестве «особых учителей» – в Красной Армии, в частности, в её Военно-Воздушных Силах. Требовалась тщательно выверенная, ценная, возможно, определяющая в данный момент приближение Великого Дня Победы информация.

И передать её нужно вовремя, точно, максимально секретно и быстро. Какие специалисты должны были быть подготовлены для этого! Для военной авиации — это была служба особого рода, особых требований, особой ответственности. И все эти «особые качества» – на молоденьких женских плечах.

Работая командиром отделения, младший сержант Людмила Бокова только за один год подготовила 18 механиков БОДО (скоростной передачи информации) и 10 человек – механиков СТ-35 (телеграфная система передачи информации).

Каждому члену нашей семьи сегодня вполне понятно, почему мама так мало рассказывала о своей военной жизни.

Радиороты – особые подразделения, особые батальоны. А центры их подготовки – это часть системы секретности и информационной «закрытости». Тем более тогда, в горячие 40-е, в начале войны...

Читаю далее в электронной базе «Подвиг народа»: «За период пребывания в I-батальоне проявила исключительные способности в деле подготовки специалистов фронту. Как лучший комсомолец, назначена комсоргом батальона. Проявляла повседневную заботу о подчинённых, оказывала большую помощь командованию в воспитании и обучении курсантов, в укреплении воинской дисциплины и организованности. Лучший агитатор подразделения. За отличную боевую подготовку и умелое руководство комсомольской организацией младший сержант Бокова Людмила имеет благодарности».

Среди её «учеников» – будущих связистов – были и мужчины, и женщины. Но хочется вспомнить о тех, кто в совсем юном возрасте, сменив «платьица белые» на военные гимнастёрки, готовились к отправке на фронт в холодных землянках Сибирского военного округа, где несла свою службу мама. Говорят, женщинам не место на войне: их предназначение — давать жизнь, а не отнимать и не лишаться ее. Однако в напряженные дни боев и девушки-связистки не отставали от мужчин. Они сутками готовились к дежурствам на узлах связи у радиостанций, у телеграфных аппаратов, с большой ответственностью и точностью исполняя свои обязанности, работая хладнокровно, не обращая внимания на холод, недосыпание, трудности учебной жизни. И с ними были их командиры.

Лето 1944 года стало знаменательным для уже старшего сержанта Боковой Людмилы Гавриловны. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР 2 августа 1944 года она была награждена медалью «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ».

Медаль «За боевые заслуги» — государственная награда СССР для награждения за умелые, инициативные и смелые действия, сопряженными с риском для жизни, содействующие успеху боевых действий с врагами Советского государства.

Медаль учреждена Указом Президиума ВС СССР от 17.10.1938 «Об учреждении медали „За боевые заслуги“». В Положении о медали говорится: «Медалью «За боевые заслуги» награждаются военнослужащие рядового, командного и начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск пограничной охраны, а также лица, не состоящие в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск пограничной охраны, которые в борьбе с врагами Советского государства своими умелыми, инициативными и смелыми действиями, сопряженными с риском для их жизни, содействовали успеху боевых действий на фронте».

Медаль отличившимся лицам вручалась:

  • за умелые, инициативные и смелые действия в бою, способствовавшие успешному выполнению боевых задач воинской частью, подразделением;
  • за мужество, проявленное при защите государственной границы СССР;
  • за отличные успехи в боевой и политической подготовке, в освоении новой боевой техники и в поддержании высокой боевой готовности воинских частей и их подразделений и за другие заслуги во время прохождения действительной военной службы;
  • за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками.

С 4 июня 1944 г. по 14 сентября 1957 г. медаль «За боевые заслуги» вручалась также за выслугу 10 лет в рядах Красной Армии, Военно-Морского Флота, органах внутренних дел и государственной безопасности.

Все документы-подлинники – очевидцы весьма драматических событий, связанных с особенности службы мамы в качестве «боевого наставника» будущих героев радиосвязи. Удостоверение о награде не удалось сохранить, так как личные дела командиров секретных батальонов и подразделений хранились в «особых отделах» военных округов. А Сибирский военный округ отличался особым статусом. Это был глубокий тыл, но даже сюда фашистские спецслужбы забрасывали диверсантов. Иногда юных девушек-командиров радиорот считали «разведчиками, выполнявшими особые задания командования, особые запросы фронта». Обидно, но даже награды Родины они должны были скрывать.

После войны эти награды «раскрывались» через достаточно сложный процесс «выбивания справок-подтверждений». Опыт моей мамы не был исключением. Она до конца войны и даже после называлась «солдатом невидимого фронта» и легендарным командиром батальона
«радиоразведчиков».

...Победу они встретили вместе – моя мама и отец, Дзевенский Михаил Петрович – один из легендарных молодых командиров такого же батальона. Уже тогда отец слыл заправским молодым инженером, хотя настоящего инженерного образования не имел. Думаю, что именно в дни Великой Победы они дали клятву остаться преданными Вооружённым силам. И клятву свою сдержали. Отец стал профессиональным военным после окончания Рижского авиационного училища, а мама – верная жена офицера, всегда находилась рядом, но тоже на военной службе.

Куда бы судьба не забрасывала моих родителей – преподавать в военном училище в Даугавпилсе, учиться в Харьковской военной Академии, возглавлять инженерные службы в знаменитом Борисовском центре по ремонту военной техники – они честно и преданно служили этой клятве, которую дали в том победном 45-м.

Мы помним!