Учреждение образования
Минский государственный колледж цифровых технологий
Учреждение образования
Минский государственный колледж цифровых технологий
Функционал модели
Идея создания особого образовательного пространства колледжа – «техносферы профессиональной подготовки» энерго-ресурсосберегающей направленности будущих специалистов в области электроники основывается на результатах анализа современных тенденций развития подготовки кадров для инновационной экономики. Реализация модели направлена на преодоление нарастающего разрыва в системе профессионального образования технической направленности между содержанием программ, структурой, организационными формами, материально-техническим обеспечением, информационными ресурсами, технологиями образовательной сферы, уровнем кадрового потенциала и требованиями национальной экономики.
Технологический и организационно-методический компоненты модели
Созданный в колледже электроники Междисциплинарный центр образовательной техносферы для профессиональной подготовки энерго-ресурсосберегающей направленности представляет собой «конструктор» учебно-технологических модулей различной предметной направленности, который «в собранном виде» допускает обучение в режиме ознакомления с современными высокими технологиями, но кроме того предоставляет возможности реализации на практике собственных конструкторских и инженерных идей. Каждый модуль поддерживается программно-техническим комплексом и содержанием для формирования навыков рационального ресурсопотребления. Он представляет собой учебную площадку, оснащенную набором учебных пособий, дидактическими материалами, методическими разработками, позволяющими и педагогу, и учащемуся теоретически и практически усвоить их содержание, а затем осуществить собственную разработку по одному из избранных направлений энерго-ресурсосбережения.
Образовательные «над-программы» профессиональной подготовки включают два обязательных блока:
БЛОК 1. Мир математики и естественных наук включает направления: «Живая математика» – компьютерная система интерактивного моделирования, исследования и анализа задач, усвоение основных конструкций программирования (цикл, условие, рекурсия и т.п.), работа в режиме виртуального практикума (компьютерный конструктор, программное обеспечение для компьютерного творчества, разработка пособий для организационно-просветительской и пропагандистской деятельности); «Мир физики» – виртуальная физическая лаборатория, компьютерная проектная среда для интерактивного моделирования, цифровая база для выполнения лабораторных и практических работ интегрированного курса физики и энергосбережения, математическая обработка экспериментальных и практически реализуемых мер рационализации ресурсопотребления в колледже и на производстве; «Мир химии и биологии» – виртуальные химические и биологические лаборатории – компьютерные проектные среды для моделирования химических процессов и реакций, биологических трансформаций в связи с ресурсными, энергетическими и экологическими проблемами страны, региона, колледжа в форме «пакетов» электронных задач; «Живая природа и человек» – современные биоинженерные технологии и экологические решения на их основе. Блок естественно-научного направления работает под управлением междисциплинарного методического объединения педагогов «Творческая группа естественно-научной и экологической направленности».
БЛОК 2. «Мир техносферы» включает направления:
«Мир машин и механизмов –1» (мониторинг эколого-энергетического состояния машин, используемых в рамках профессиональной деятельности и смежных областей); «Мир машин и механизмов – 2» (технологические и технические аспекты функционирования мехатронных систем, их эколого-энергетические преимущества); «Мир машин и механизмов – 3» (мониторинг машин и агрегатов, двигателей рационального ресурсопотребления в рамках профессиональной деятельности и смежных областей); «Цифровой мир» (экология и энергосбережение цифровых систем); «Наномир» (экология и энергосбережение нано материалов, их использования в микроэлектронике настоящего и будущего); «Энергетика и энергосбережение» (на уровне предприятия, в предпринимательской деятельности, в быту); «Рациональное природопользование» (на уровне региональных производств, эксплуатации электронных систем, в рамках «местной повестки»); «Основы потребительской культуры» (сфера техники и технологий).
Научно-методические условия реализации модели (на уровне колледжа и региона)
Модернизация профессионального образования учащихся и педагогических работников техносферной направленности осуществляется через новые проектные инструменты – стажировочные площадки, развивающие мотивацию к инженерно-технической, конструкторской деятельности и информационным технологиям.
В результате модернизации возможно достичь следующих образовательных результатов:
Для обучающихся: возможность получения практико-ориентированных знаний и умений в сфере энерго-ресурсосбережения для этапов формирования и развития техносферы своей профессии; формирование умений быстро адаптироваться к новой технике и технологиям не в ущерб собственному здоровью; развитие познавательных и профессиональных интересов потребительского характера; активизация творческого мышления, формирование опыта творческой технической деятельности и усиление стремления к поиску самостоятельных решений; получение интегрированной и дополнительной профессиональной подготовки на основе прогрессивной и востребуемой специализации.
Для педагогов: расширение возможностей профессионального роста и самообразования; возможность творческого и профессионального общения в рамках единой образовательной среды; расширение возможностей для постоянного творческого и культурного развития.
Для родителей: получение детьми качественного образования, обеспечивающего индивидуально-личностное развитие в направлении научно-технического творчества и их социальную адаптацию в обществе.
Материально-технические условия реализации модели
В качестве основного направления материально-технического оснащения Центра выступает СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, или, как ещё его называют, программно-аппаратные комплексы для осуществления численных экспериментов и моделирования реальных процессов. Перспективы развития учебного оборудования новейшего поколения связаны с развитием компьютеризированного эксперимента, позволяющего привлечь учащихся к предметной учебно-исследовательской и проектной работе на уровне современных тенденций в развитии экологии и энергетики.
Подводя итог описанию модели реализации системы работы по приданию колледжу статуса учреждения образования рационального энерго-ресурсопотребления, подчеркнём роль действующей модели в осуществлении преемственности и непрерывности как «по вертикали» (поэтапная реализации модели, с учетом разновозрастности групп), так и «по горизонтали», предусматривая интеграцию разных видов образования и подготовки будущего выпускника для становления «ноосферной эры» взаимодействия человечества и природы.
МОДЕЛЬ «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОСФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
БЛОК 1. «Мир математики и естественных наук» |
БЛОК 2. «Мир техносферы» |
||||||||
Модуль 1. «Живая математика» |
Модули 1-3. «Мир машин и механизмов –1,2,3 |
||||||||
интерактивное моделирование |
исследования, виртуальное проектирование |
анализ задач, решение ситуативных задач |
мониторинг состояния машин, механизмов и агрегатов, двигателей в профессиональной сфере и смежных областях по критериям экологичности и экономичности, энергопотребления и безопасности |
||||||
Модуль 2. «Мир физики» |
Модули 4-5. «Цифровой мир. Наномир» |
||||||||
виртуальная физическая лаборатория |
компьютерная проектная средаинтерактивного моделирования |
цифровая база выполнения интегрированных заданий физики и энергосбережения |
математическая обработка рационализаторских предложений по использованию энергоресурсов |
экология и энергосбережение цифровых приборов и систем, наноматериалов и их использования в настоящей и будущей микроэлектронике, нанотехнологий в профессиональной сфере и смежных областях |
|||||
Модуль 3. «Мир химии и биологии» |
Модули 6-7. «Энергетика и энергосбережение, экология и энергетика, рациональное природопользование» |
||||||||
виртуальные лаборатории |
моделирование процессов и реакций, биотрансформаций в связи с эко- энергетическими проблемами |
решение «пакетов» ситуативных эвристических задач |
предприятия, предпринимательская деятельность, быт; региональные производства, эксплуатация электронных систем в рамках выполнения «местной повестки»
|
||||||
Модуль 4. «Живая природа и человек» |
Модуль 8. «Основы потребительской культуры» |
||||||||
современные биоинженерные технологии и эколого-энергетические решения на их основе |
в сфере применения технологий и использования средств цифровой техники; утилизация и электронные производства |
||||||||
Все модули осуществляются МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫМ МЕТОДИЧЕСКИМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ преподавателей общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин |
Все модули осуществляются через новые проектные инструменты – СТАЖИРОВОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ, развивающие мотивацию к инженерно-технической, конструкторской деятельности и информационным технологиям
|
||||||||
Результаты модернизации профессиональной подготовки ресурсосберегающей направленности через функционирование образовательной техносферы колледжа |
|||||||||
для учащихся |
для педагогов |
для родителей |
|||||||
получение практико-ориентированных знаний и умений в сфере энерго-ресурсосбережения, быстрая адаптация к новой технике и технологиям, развитие познавательных и профессиональных интересов потребительского характера
|
расширение возможностей профессионального роста и самообразования, творческого и профессионального общения в единой образовательной среде, расширение возможностей для постоянного творческого и культурного развития |
получение детьми качественного образования, обеспечивающего индивидуально-личностное развитие в направлении технического творчества и их социальную адаптацию в обществе |